100 летию выдающейся кыргызской артистки театра и кино

Бакен Кыдыкеевой

(1923-1993)

БАКЕН КЫДЫКЕЕВА - КОРОЛЕВА СЦЕНЫ

 

Решением совместного заседания министров культуры Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, а также представителей Парламентской ассамблеи тюркоязычных государств на очередном заседании Постоянного совета ТЮРКСОЙ в г. Бурсе (Турция) было принято решение о праздновании в 2023 г. 100-летия советской и кыргызской актрисы театра и кино Бакен Кыдыкеевой.

Б. Кыдыкеева родилась 20 октября (по другим данным – 20 сентября) 1923 г. в с. Токолдош (ныне в черте г. Бишкека) в семье учителя.

Свою сценическую деятельность Б. Кыдыкеева начала в 1936 г. после окончания 7-летней неполной средней школы на сцене Киргизского театра юного зрителя. Советский режиссер, артист и театральный деятель А.М. Самарин-Волжский, работавший в это время в Киргизии, поручил юной Бакен роль Лауренсии в исторической пьесе испанского драматурга Лопе де Вега «Овечий источник», занимавшей центральное место в пьесе. Роль Лауренсии, блестяще сыгранная 14-летней артисткой и сделавшая её знаменитой на всю республику, предопределила её дальнейшую творческую деятельность.

На сцене ТЮЗа Б. Кыдыкеевой были сыграны роли Бермет в пьесе К. Эшмамбетова «Саринжи» по мотивам кыргызского эпоса «Сарынжи-Бёкей», Гулаим в «Кокуль» драматурга О. Сарбагишева.

В 1941 г. Б. Кыдыкеева переходит в Пржевальский областной драматический театр, закрывшийся в связи с началом войны и объединенный с Нарынским областным театром, в труппе которого она проработала по 1944 г.

С 1944 г. Б. Кыдыкеева продолжает свою сценическую деятельность в Кыргызском государственном театре драмы (ныне – Кыргызский национальный драматический театр имени Т. Абдумомунова). Здесь, на сцене ведущего театра республики, она сыграла главные женские роли в пьесах кыргызских авторов, а также русской и мировой драматургии. Это: Анаргуль в «Узком ущелье» Т. Абдумомунова, Сейде в «Лицом к лицу» Ч. Айтматова, Айганыш в «Курманбеке» К. Джантошева, Катерина в «Грозе» А. Островского, Анна Каренина в одноименной пьесе Л. Толстого, Ульяна Громова в «Молодой гвардии» А. Фадеева, Гонерилья в «Короле Лир» У. Шекспира, Долорес в пьесе «Мать» К. Чапека и многие другие.

Роль Дездемоны в пьесе У. Шекспира «Отелло», поставленной в театре в 1950 г., стала этапной для Б. Кыдыкеевой, так как до этого ей не приходилось работать над образом такой глубины и сложности. Здесь она предстает перед зрителями гордой за свою любовь к мавру, готовой ради неё на любые испытания.[1]

В пьесе «Курманбек», воссозданной на сцене театра во второй половине 50-х годов на сюжет одноименного малого эпоса, Б. Кыдыкеева в роли Айганыш показала лучшие черты кыргызской женщины – нравственную чистоту, преданность Родине, глубокую любовь к избраннику сердца. Зрители, наблюдая за переживаниями героини, искренне верили в её любовь к Курманбеку, по-настоящему сочувствовали героине по ходу действия спектакля.[2]

В постановке «Бесприданницы» А. Островского работа сравнительно молодой артистки над одной из труднейших ролей классического репертуара стала крупным событием в творческой биографии Б. Кыдыкеевой и подготовила её к последующей роли Катерины в «Грозе» этого же автора, поставленной в апреле 1958 г. «Исполнение Бакен Кыдыкеевой роли Катерины оказалось значительным достижением актрисы, уверенно овладевающей высотами реалистического искусства. Именно она, пожалуй, во многом способствовала успеху спектакля...».[3]

Помимо того, что Б. Кыдыкеева первой исполнила главные женские роли в постановках театра, она стала первой актрисой, исполнительницей главной роли в первом полнометражном художественном кинофильме «Салтанат», вышедшем на экраны в 1955 г. В этом фильме артистка сыграла с глубоким проникновением во внутренний мир своей героини, стремящейся наравне с мужчинами заниматься любимым делом. За этой ролью последовало еще более 20 различных ролей в кинофильмах: Бурма в фильме «Токтогул» (1959 г.), Чернуха в «Первом учителе» (1965 г.), Толгонай в «Материнском поле» (1967 г.), Кадича в «Выстреле на перевале Караш» (1968 г.) и мн. др.

Талант и заслуги Б. Кыдыкеевой по праву были оценены в республике и стране: «Заслуженная артистка Киргизской ССР» (1947 г.), «Народная артистка Киргизской ССР» (1956 г.), «Народная артистка СССР» (1970 г.)Государственная премия Киргизской ССР имени Токтогула Сатылганова. (1970 г.).

За актерское мастерство в фильме «Зеница ока» режиссера Г. Базарова Б. Кыдыкеева получила премию в специальной номинации на Всесоюзном кинофестивале в 1977 г. в г. Рига.

Начиная с 1990 г. и до конца своей жизни Б. Кыдыкеева работала в Театре юного зрителя, носящем в настоящее время ее имя.

Настоящая виртуальная фотодокументальная выставка подготовлена из аудиовизуальных документов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Кыргызской Республики, а также личного фонда Б. Кыдыкеевой, хранящегося в Центральном государственном архиве Кыргызской Республики.

В соответствии с составом имеющихся документов о Б. Кыдыкеевой структура выставки состоит из шести разделов:

  1. На службе в театре 1936-1985 гг.
  2. Б. Кыдыкеева в кино
  3. Семья
  4. Награды
  5. О Бакен Кыдыкеевой
  6. Видеодокументы

 

Архивная служба при Министерстве

цифрового развития Кыргызской Республики

 

 

ЦГА КФФД КР. Арх. № 1-21419.

Распоряжение Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики от 23 июня 2023 года № 375-р «О праздновании 100-летия со дня рождения Бакен Кыдыкеевой».

Министерство Культуры Кыргызской Республики.